Маркетинговое исследование – это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале предприятия. Результатом исследований являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики деятельности предприятия.
Маркетинговые исследования помогают определить возможные направления развития бизнеса. Их нужно проводить, принимая решения:
- о выходе на новые рынки,
- введении нового продукта,
- о ребрендинге,
- об определении цены на продукцию (услуги) Вашей компании, о каналах и методах продвижения товаров,
- о формировании сбытовой политики и методах стимулирования клиентов.
Чаще всего, когда руководитель сталкивается с одной из перечисленных выше ситуаций, у него в голове уже есть варианты решений, основанные на его опыте и понимании рынка. Важно помнить, что маркетинговое исследование требует затрат и времени, поэтому, если цена ошибки невелика или решение нужно принять срочно — положитесь на интуицию и действуйте. Если же неверное решение дорого Вам обойдется и если Вы располагаете временем — маркетинговое исследование поможет сделать правильный выбор и избежать финансовых потерь (или обеспечить рост доходов).
Пример из практики:
К нам обратился один из ведущих Интернет-провайдеров Иркутска с серьезной задачей – определить, будет ли востребована новая услуга у населения, какой у нее потенциал, и по какой цене ее можно продавать? Стоимость оборудования для запуска услуги составляла очень крупную сумму, и ошибка могла дорого стоить. Мы провели опрос среди потенциальных потребителей и выяснили, что услуга не будет востребована подавляющим большинством населения в том виде, в котором ее планировали предоставлять. Более того, исследование показало, что услуга будет востребована только как сопутствующая другим услугам провайдера, и срок окупаемости затрат на оборудование составит около пяти лет. В данном случае исследование позволило избежать финансовых потерь, которые могли привести бизнес к банкротству.
Есть исследования, которые помогают определить, как работают сотрудники в компании? Насколько они соблюдают корпоративные нормы обслуживания клиентов и владеют информацией о продукции, услугах и акциях? В этом случае нет ничего лучше, чем провести исследование типа «тайный покупатель».
И еще один пример:
Один из супермаркетов строительных материалов Иркутска перед Новым Годом обратился с проблемой – кого премировать из продавцов перед праздником? Составили анкету и запустили в торговые залы «тайных покупателей» — это наши сотрудники, которые после посещения точки записывают в анкету результаты общения с продавцом. А результаты исследования были шокирующими для руководства супермаркета – ни один из продавцов не знал о том, что у них проходит акция по бесплатной доставке продукции, а это затраты в рекламу акции. Половина продавцов не поздоровались и не попрощались с клиентом. Большинство продавцов не проявляли инициативы в общении с клиентами, не предлагали альтернативные материалы… Исследование показало, что с персоналом нужно работать в определенных направлениях. После Нового Года мы провели повторное исследование, и были довольны изменениями: после проведенной работы с продавцами руководством компании, продавцы прекрасно стали владеть информацией о товарах, акциях, скидках. В условиях растущей конкуренции во всех сферах бизнеса, становится все более актуально удержать клиента именно сервисным подходом. А когда продавец знает о том, что его могут проверить таким способом, он становится более вежливым, общительным и старается владеть всей необходимой информацией.
Мы проводим любые исследования:
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Эксперимент
4. Панель
5. Вторичные («кабинетные») маркетинговые исследования
Опыт наших сотрудников состоит в работе над крупными разнообразными проектами в различных маркетинговых центрах и рекламных агентствах.
Стоимость маркетинговых исследований полного цикла, Иркутск*
Виды исследований
Выборка (кол-во-анкет) |
Объем анкеты |
Сроки исследования |
Ориентировочная стоимость, руб. |
|
Уличный опрос
Опрос в местах продаж |
200 |
До 20 вопросов |
2 недели |
36000 |
Квартирный опрос |
200 |
23-30 вопросов |
3-4 недели |
40000 |
Телефонный опрос |
200 |
До 20 вопросов |
2-3 недели |
30000 |
Холл-тест |
150 |
23-30 вопросов |
2 недели |
37500 |
Ритейл-аудит |
150 |
До 50 товарных позиций |
3 недели |
30000 |
Фокус-группа |
8-10 |
По гайду |
2 недели |
20000 |
Экспертные интервью/ Глубинные интервью |
Количество, сроки, стоимость работ определяется исходя из целей исследования |
От 800 |
||
Таинственный покупатель |
Количество, сроки, стоимость работ определяется исходя из целей исследования |
От 250 за визит |
*Стоимость работ, в большинстве случаев, необходимо считать индивидуально, поскольку она складывается исходя из ряда факторов:
1. География исследования (или только Иркутск, или Иркутск + ближайшие города, или вся область).
2. Объем анкеты – зависит от задач исследования, которые всегда индивидуальны (чем больше объем анкеты, тем выше стоимость исследования).
3. Объем выборки – определяется требуемой точность результатов (чем больше объем выборки, тем выше точность, но и выше стоимость исследования). Этот параметр зависит от задаваемой погрешности (обычно 3%, 4% или 5%) и доверительной вероятности (обычно 95%).
4. Сложность отбора респондентов: наличие фильтра, доступность респондентов и т.д..
5. Сложность методики – сложность квот, маршрута, процедуры опроса.